Управление электрохозяйством предприятия — В.В. Красник

10.11.2022 0 комментариев

Предлагаю вашему вниманию это пособие, оно поможет разобраться в таком понятии как «электрохозяйство», суть этого термина.

В.В. Красник

УПРАВЛЕНИЕ
ЭЛЕКТРОХОЗЯЙСТВОМ
ПРЕДПРИЯТИЙ

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Москва

«Издательство НЦ ЭНАС»

2004

Красник В.В.

Управление электрохозяйством предприятий: Произв.-практ. пособие. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Рассмотрены структура, организация и комплексная система управления электрохозяйством предприятий (организаций) в соответствии с требованиями законодательных, правовых и подзаконных актов, норм и правил работы в электроустановках. Приведен необходимый перечень нормативно-технической документации. Изложены вопросы организации обучения и проверки знаний по нормам и правилам, отражены проблемы взаимоотношения потребителей электрической энергии с энергоснабжающими организациями. Разъясняется порядок оформления и заключения договоров энергоснабжения. Даны рекомендации по систематизации терминов и определений в электроэнергетике. Проведен анализ экономической оценки безотказности и устойчивости работы электроприемников, изложены основные принципы расчетного учета электроэнергии.

Для руководителей и специалистов энергослужб предприятий (организаций), специалистов по охране труда, контролирующих электроустановки, а также для работников, занимающихся проектированием, монтажом и наладкой электроустановок.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Электроэнергетика — важнейшая фундаментальная отрасль, обеспечивающая нормальную деятельность всех других отраслей экономики, функционирование социальных структур и необходимые условия жизни населения.

Ни одно предприятие, будь то маленькая фабрика или крупный промышленный комплекс, не смогут выполнять свои технологические функции и быть работоспособными без бесперебойного и качественного электроснабжения, надлежащих санитарно-гигиенических условий и обеспечения охраны труда. Поэтому электроэнергетическая служба предприятия (организации) должна быть укомплектована необходимым количеством специалистов, способных профессионально решать эти важные и многофункциональные задачи.

Нельзя согласиться с мнением тех руководителей и специалистов, которые недооценивают электроэнергетическое хозяйство своих предприятий (организаций) и считают его вспомогательным производством, допуская недокомплектацию штатной численности персонала энергослужбы, иногда вплоть до ликвидации должности главного энергетика, а также уделяют недостаточно внимания организации обучения, переподготовки и проверки как профессиональных знаний, так и норм и правил работы в электроустановках.

Особенную остроту эта проблема приобрела в эпоху коммерческой перестройки, в основном из-за резкого усложнения организации и управления электрохозяйством предприятий.

Крупные и средние предприятия с хорошо налаженной структурой энергослужбы стали дробиться на более мелкие акционерные общества (ЗАО, ОАО, ООО), переходя на коммерческую основу и сокращая штат вспомогательных служб. Основное влияние на коммерческую деятельность таких акционерных обществ, как правило, стали оказывать бухгалтеры и юристы.

Немало таких коммерческих организаций функционируют без работника, ответственного за электрохозяйство, способного и обязанного организовать на должном уровне надежную, экономичную и безопасную работу и обслуживание электроустановок. Ощущается нехватка специалистов по охране труда, контролирующих электроустановки и имеющих группу IV по электробезопасности.

В случаях если небольшие по присоединенной мощности организации не занимаются производственной деятельностью, вместо работника, ответственного за электрохозяйство, в соответствии с требованиями действующих норм и правил должны быть работники, ответственные за безопасную эксплуатацию электроустановок, в лице руководителей предприятий (организаций), которые, к сожалению, не являются специалистами-энергетиками со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Единые ранее нормы и правила Госэнергонадзора стали разделяться на отдельные издания, что, например, произошло с ПТЭ и ПТБ при эксплуатации электроустановок. Это привело к усложнению усвоения этих правил, а также к разночтению в терминах и определениях.

До 90-х годов в стране функционировала самая мощная в мире уникальная централизованно управляемая Единая энергетическая система, работающая параллельно с энергосистемами стран-членов СЭВ.

После перестройки в стране коренным образом изменилась структура управления электроэнергетикой. Начали создаваться самостоятельные энергетические коммерческие структуры.

Действовавшие ранее единые Правила пользования электрической и тепловой энергией и другие нормативные документы (например, Инструкция о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию) вошли в противоречие с законодательными и правовыми актами и были отменены приказами Министерства энергетики РФ.

Изменились и продолжают реорганизовываться структуры государственного энергетического надзора, коммерческие структуры Энергосбыта и распределительных сетевых компаний энергоснабжающих организаций, что систематически приводит к пересмотру инструктивных материалов по вопросам оформления и перезаключения договоров энергоснабжения, допуска электроустановок в эксплуатацию и др.

Одним из основных документов, определяющих и регулирующих договорные взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями, стал договор энергоснабжения, базой для которого явился Гражданский кодекс Российской Федерации [1].

Поскольку до сих пор отсутствует единая форма типового договора энергоснабжения, то при его заключении или переоформлении с обеих сторон (обычно со стороны энергоснабжающей организации) в текст договора включаются неравнозначные и не совсем благоприятные для другой стороны условия.

Как правило, вторая сторона — потребитель электрической энергии, при отсутствии в штате ответственного за электрохозяйство, не зная в полной мере требований действующих норм и правил в электроустановках и не владея в достаточной степени экономическими и правовыми знаниями в области энергетики, подписывает такой договор, не подозревая о возможных штрафных санкциях и ограничениях в подаче электроэнергии со стороны энергоснабжающей организации.

Несмотря на то, что некоторые такие санкции могут являться не вполне законными, они после подписания договора обеими сторонами становятся юридически правомочными, поскольку в соответствии со ст. 421 п. 2 ГК РФ «Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или другими правовыми актами».

Данное обстоятельство усложняется еще и тем фактом, что договор энергоснабжения заключается между потребителем электрической энергии (абонентом Энергосбыта) и Энергосбытом, а указания и рекомендации по его оформлению даются третьей стороной — Госэнергонадзором, и утверждаются Министерством энергетики РФ.

Например, первым заместителем Министра энергетики РФ утверждены «Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями», автором-разработчиком которых является Госэнергонадзор Минэнерго России [2].

Это является одной из причин возникновения указанных выше ситуаций со штрафными санкциями и ограничениями в подаче электроэнергии, что приводит к росту числа споров по данной проблеме в арбитражных судах.

В этих условия еще большую актуальность приобретают вопросы управления электрохозяйством предприятий (организаций).

Настоящая книга содержит 14 глав и 7 приложений.

В гл. 1 книги рассмотрены структура и система организации электрохозяйства предприятий (организаций, фирм) в свете требований действующих норм и правил работы в электроустановках.

Глава 2 посвящена анализу комплексной системы управления электрохозяйством предприятия, в которой приведены обязанности и правомочные функции ответственного за электрохозяйство.

В гл. 3 дан анализ и рассмотрены сферы применения действующих законодательных и правовых актов в области электроэнергетики. Показана необходимость изучения и усвоения этих актов руководителями и специалистами энергослужб предприятий (организаций) и целесообразность контроля с их стороны за правильным оформлением и соблюдением договоров энергоснабжения.

В гл. 4 обобщен и систематизирован перечень необходимой нормативно-технической документации в электроустановках. Рассмотрены вопросы их разработки, утверждения и порядок хранения.

Глава 5 отражает важные вопросы организации обучения и проверки знаний по нормам и правилам работы в электроустановках; показано, как решаются эти вопросы в современных условиях коммерческих взаимоотношений.

Глава 6 раскрывает систему организации и проведения государственного, ведомственного и коммерческого контроля за рациональной и безопасной эксплуатацией электроустановок, своевременной и полной оплатой за потребляемую электроэнергию, за соблюдением установленной нормами и правилами нормативно-технической и коммерческой отчетности.

В гл. 7 показана специфика работы специалистов по охране труда, которые не состоят в штате энергослужб предприятий, но осуществляют контроль за безопасным обслуживанием электроустановок.

Глава 8 посвящена важной и труднорешаемой проблеме по совершенствованию взаимоотношений потребителей электрической энергии с энергоснабжающими организациями, которые в период коренной реструктуризации электроэнергетики все более стали приобретать коммерческий характер. В этой же главе даны рекомендации по оптимизации режимов работы компенсирующих устройств с целью обеспечения благоприятных процессов потребления и генерации реактивной мощности и (или) энергии.

В гл. 9 изложен порядок оформления и заключения договоров энергоснабжения с указанием процедуры получения технических условий и разрешения на присоединение мощности, составления акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, допуска электроустановок в эксплуатацию и получения разрешения Госэнергонадзора на их подключение к сети энергоснабжающей организации.

В гл. 10 систематизированы термины и определения электроэнергетики путем разделения их на отдельные группы: стандартизированные, включенные в государственные и международные стандарты; не стандартизированные, но применяемые в нормах и правилах работы в электроустановках на основе законодательных и правовых актов; отражающие экономические понятия, применяемые в электроэнергетике.

Главы 11 и 12 посвящены экономическим вопросам оценки безотказности работы приводных электродвигателей на примере самого массового их вида в промышленности — асинхронных двигателей; разработана расчетная модель ущерба при отказах электродвигателей (гл. 11) и определены оптимальные уровни безотказности их работы (гл. 12).

В гл. 13 отражены вопросы устойчивости работы электроприемников при компенсации реактивной мощности, которые тесно связаны с эксплуатационной надежностью этих электроприемников и во многом зависят от показателей качества потребляемой электроэнергии (ГОСТ 13109-97).

В гл. 14 изложены основные принципы расчетного учета электрической энергии, в том числе отражены требования действующих Правил учета электрической энергии, рассмотрены расчетные приборы учета и контроля электроэнергии.

При написании настоящей книги и определения последовательности изложения ее материала автор руководствовался требованиями законодательных, правовых и подзаконных актов, действующих нормативно-технических документов в области управления электрохозяйством и организации работ по обеспечению надежной, экономичной и безотказной эксплуатации электроустановок.

Принятые сокращения

По нормам и правилам работы

НТД — нормативно-техническая документация

МПБЭЭ — Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок

ПЭЭП — Правила эксплуатации электроустановок потребителей

ПТЭЭП — Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

ПУЭ — Правила устройства электроустановок

ППИСЗ — Правила применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках

ППБ — Правила пожарной безопасности

СНиП — Строительные нормы и правила

СТ МЭК — Стандарт Международной электротехнической комиссии

ССБТ — Система стандартов безопасности труда

Организациислужбы и категория работников

ФГУ — федеральное государственное учреждение

СПиПР — служба присоединения и перспективного развития

МКС — Московская кабельная сеть

РРС — районная распределительная сеть

МИЭЭ — Московский институт энергобезопасности и энергосбережения

ДЕЗ — дирекция единого заказчика

ОТ — охрана труда

ПБ — пожарная безопасность

СМО — строительно-монтажная организация

КИПиА — контрольно-измерительные приборы и автоматика

ПО — производственное объединение

ИТР — инженерно-технические работники

ТО — техническое обслуживание

ППР — планово-предупредительный ремонт

Электроустановки и вид энергии (мощности)

ЭУ — электроустановка

ЭЭ — электрическая энергия

РМ — реактивная мощность

XX — холостой ход

КЗ — короткое замыкание

ЭДС — электродвижущая сила

КПД — коэффициент полезного действия

ЭО — электрооборудование

ИБП — источник бесперебойного питания

ПЭВМ — персональная электронно-вычислительная машина

УЗО — устройство защитного отключения

УПТ — устройство переключения тарифов

АСУ(Э) — автоматизированная система управления (энергохозяйством)

АСКУЭ — автоматизированная система контроля и учета электропотребления

РЗ — релейная защита

РЗА — релейная защита и автоматика

РЗАиТ — релейная защита, автоматика и телемеханика

ЛЭП — линия электропередачи

ВЛ — воздушная линия

КЛ — кабельная линия

КУ — конденсаторная установка

АД — асинхронный двигатель

СД — синхронный двигатель

СК — синхронный компенсатор

СЭТ — счетчик электронный тарифный

ТТ — трансформатор тока

ТН — трансформатор напряжения

Г — генераторные зажимы (счетчика)

Н — зажимы нагрузки (счетчика)

СЗ — средства защиты

ТП — трансформаторная подстанция

РП — распределительный пункт

ГЛАВА 1

СТРУКТУРА И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОХОЗЯЙСТВА

Электрохозяйство предприятия — это сложный комплекс, представляющий собой единую совокупность внешних (магистральных) и внутренних (распределительных) электросетей с трансформаторами, коммутационной аппаратурой, приборами учета и контрольно-измерительными информационными системами, устройствами защиты, автоматики и телемеханики, устройствами компенсации реактивной мощности, системой защитного заземления, многообразием электроприемников и т.д.

Весь этот комплекс служит для обеспечения бесперебойного и качественного электроснабжения, надежной, экономичной и безопасной работы электрооборудования, поддержания требуемых санитарно-гигиенических условий в производственных цехах, обеспечения охраны труда и окружающей среды.

Электроэнергия — это особый вид товарной продукции. Ее производство, передача, распределение и потребление происходит практически одновременно. На всех этапах возможности ее аккумулирования отсутствуют. Невозможно выработать электроэнергии больше, чем ее требуется для электроприемников. В то же время электроприемники не могут потребить электроэнергии больше, чем ее выработает источник. Кроме того, электроэнергия универсальна и способна неограниченно делиться и превращаться почти во все другие виды энергии. Диапазон мощности электроприемников достаточно широк — от тысячных долей до тысяч киловатт и более в единице. Ее потребителями являются различные по режиму работы и характеру потребления токоприемники, имеющие неравномерный график нагрузки, создающие «пики» и «спады» электропотребления в системе электроснабжения.

Возникший на какой-либо стадии брак электроэнергии (например, отклонение напряжения и частоты от допускаемых пределов) ликвидировать сразу невозможно, в результате чего на токоприемники поступает бракованная электроэнергия. Все это приводит к снижению экономичности и надежности работы электроустановок и вызывает нерациональный расход электроэнергии. Практически мгновенное протекание вышеназванных процессов функционирования электроэнергии и их тесная взаимосвязь и взаимозависимость создают вероятность возникновения и развития аварийных ситуаций во всех звеньях системы электроснабжения.

Дополнительным фактором является наличие электроприемников, потребляющих наряду с активной и реактивную мощность (РМ). У некоторых из них (например, сварочных трансформаторов) доля потребления РМ превосходит долю потребления активной мощности. Наличие РМ вызывает дополнительные потери электроэнергии и напряжения в сети, ухудшает пропускную способность электросетей и требует значительных затрат для ее компенсации.

В точках разграничения сетей с электроприемными устройствами возникает специфический рынок электроэнергии, устанавливается граница балансовой принадлежности продавца и потребителя и эксплуатационной ответственности обеих сторон.

Именно в этих точках разграничения вступают в силу договорные взаимоотношения и реализация электроэнергии по установленным тарифам.

Результаты измерения расчетными и контрольными приборами учета часто имеют различия из-за большого объема передаваемой электроэнергии, значительного числа ее потребителей с разным характером нагрузки и т.д.

В принципе неразделимую цепь производства, транспортирования и сбыта электроэнергии, представляющую собой единую производственную среду, схематично можно представить в виде трех коммерческих компаний энергосистемы, реализующих электроэнергию потребителю, функции которых показаны на рис. 1.

Если раньше при государственной системе планирования и организации производства структура и штатная численность в целом энергослужбы предприятия и ее структурных подразделений, комплекс задач и требований к их выполнению определялись типовыми отраслевыми нормативами, в которых обязательно предусматривалась организация отдела главного энергетика, то в настоящее время эти нормативы определяются, как правило, руководителем предприятия (организации) с учетом реальных финансовых возможностей.

С ликвидацией отраслевых министерств перестала существовать и система централизованного обеспечения предприятий необходимыми материалами, запчастями и оборудованием. При этом значительная часть электроэнергетического оборудования физически и морально устарела, требует замены, восстановления и ремонта.

В то же время ответственность за обеспечение надежности, экономичности и безопасности работы электрооборудования электроустановок полностью возлагается на руководство и специалистов электроэнергетических служб предприятий (организаций).

Рис1. Единая цепь производства, транспортирования, сбыта и потребления электроэнергии

При определении штатной численности энергоперсонала, такие показатели как энергоемкость предприятия, объем (категории) приведенных единиц ремонтной сложности энергооборудования и т.п., перестали быть превалирующими. Данное обстоятельство явилось также одной из причин коренной реорганизации энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора.

В частности, в новых сложных условиях коммерческих взаимоотношений Госэнергонадзор сумел не только сохранить свои основные функции надзора за техническим состоянием энергоустановок, но и организовать принципиально новую систему обучения, переподготовки и проверки знаний руководителей и специалистов энергослужб предприятий (организаций).

Структура организации электрохозяйства предприятий (организаций) во многом определяется требованиями Госэнергонадзора, которые изложены в действующих нормах и правилах работы, в частности в МПБЭЭ и ПТЭЭП [3 — 6].

В соответствии с этими требованиями электротехнический персонал разделяется на следующие группы:

оперативный, осуществляющий оперативное управление и обслуживание электроустановок (осмотр, оперативные переключения, подготовка рабочего места, допуск и надзор за работающими, выполнение работ в порядке текущей эксплуатации);

ремонтный, обеспечивающий техническое обслуживание и ремонт, монтаж, наладку и испытание электрооборудования;

оперативноремонтный персонал, к которому относится ремонтный персонал, специально обученный и подготовленный для оперативного обслуживания в утвержденном объеме закрепленных за ним электроустановок.

Помимо этого, нормами и правилами предусмотрены требования к персоналу, не состоящему в штате энергослужбы предприятия (организации), но связанному с работами, представляющими собой опасность поражения электрическим током.

К такому персоналу относятся:

электротехнологический, у которого в управляемом им технологическом процессе основной составляющей является электрическая энергия (например, электросварка, электродуговые печи, электролиз и т.д.), использующий в работе ручные электрические машины, переносной электроинструмент и светильники, и другие работники, для которых должностной инструкцией или инструкцией по охране труда установлено знание МПБЭЭ (где требуется II или более высокая группа по электробезопасности);

неэлектротехнический — не попадающий под определение электротехнического, электротехнологического персонала.

Организационное руководство электротехническим персоналом, как правило, осуществляет работник, ответственный за электрохозяйство, а в его отсутствие — работник, его замещающий.

Для обеспечения оперативного управления электрохозяйством, надлежащего обслуживания электроустановок, своевременного и качественного ремонта электросетей и электрооборудования, организации обучения, инструктирования и проверки знаний персонала по нормам и правилам работы в электроустановках и т.д. ответственному за электрохозяйство необходимо иметь в своем распоряжении соответствующие службы, возглавляемые обычно мастерами (старшими мастерами).

К таким структурным подразделениям следует отнести службы эксплуатации и оперативно-диспетчерского управления, лабораторию, службу (участок) КИПиА, ремонтную службу, бюро (или инженера) энергоконтроля и т.д.

Если предприятие имеет филиалы, расположенные территориально в других местах, или другие крупные структурные подразделения (цеха, участки и т.д.), то на каждом из них также должен быть работник, ответственный за электрохозяйство.

В этих случаях ответственность за организацию и управление электрохозяйством в целом несет работник, ответственный за электрохозяйство головного предприятия, а по отдельным структурным подразделениям — работники, ответственные за электрохозяйство этих подразделений.

Однако если на одном предприятии какая-то из служб (например, служба КИПиА, лаборатория и т.д.) подчиняется непосредственно главному инженеру (техническому руководителю), а не главному энергетику или начальнику электроцеха, то и в этом случае ответственным за электрохозяйство на предприятии должен быть один работник. Недопустимо иметь на одном и том же предприятии двух и более ответственных за электрохозяйство, нарушая тем самым необходимый принцип единоначалия в вопросах организации и управления электрохозяйством.

Не может и не должно электрохозяйство любого уровня, будь то крупное или среднее предприятие, организация или небольшая по энергоемкости фирма, надлежащим образом выполнять свои функции без работника, ответственного за электрохозяйство.

Поэтому для потребителей электрической энергии, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, правилами (ПТЭЭП) предусмотрено, что вместо работника, ответственного за электрохозяйство (который может не назначаться) ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя руководитель потребителя по письменному согласованию с местным органом Госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства по установленному ПТЭЭП образцу (см. прил. 1).

На рис. 2 представлена структурная схема электрохозяйства предприятия (организации).

Рис2. Структура электрохозяйства предприятия

Возглавляет эту структуру административно-технический персонал, так как действующими МПБЭЭ указано, что этот персонал состоит из руководителей и специалистов, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ в электроустановках.

Далее следует ответственный за электрохозяйство, поскольку в соответствии с МПБЭЭ он является работником из числа административно-технического персонала, на которого возложены обязанности по организации эксплуатации электроустановок в соответствии с требованиями действующих правил и нормативно-технических документов.

Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя оформляется приказом по предприятию (организации).

Правила (ПТЭЭП) допускают, что у потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10 кВ·А, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться.

Кроме того, допускается не проводить по согласованию с органами Госэнергонадзора проверку знаний у специалиста, принятого на работу по совместительству в целях возложения на него обязанностей ответственного за электрохозяйство, при одновременном выполнении следующих условий:

если с момента проверки знаний в комиссии Госэнергонадзора в качестве административно-технического персонала по основной работе прошло не более шести месяцев;

если энергоемкость электроустановок, их сложность в организации по совместительству не выше, чем по месту основной работы;

если в организации по совместительству отсутствуют электроустановки напряжением выше 1000 В.

Необходимость в таком работнике может возникнуть, если в небольшой организации с ограниченным штатным составом работников нет возможности отыскать ответственного за электрохозяйство.

Для привлечения специалистов к работам по совместительству в качестве ответственных за электрохозяйство необходимо согласовать их оформление с территориальным (местным) органом Госэнергонадзора. Например, в системе Мосгосэнергонадзора форма такого согласования на письме-заявлении потребителя имеет следующий вид:

Начальнику ФГУ «Мосгосэнергонадзор»

Назначение _______________________________________________________________

(ФИО.)

ответственным за электрохозяйство ___________________________________________

_________________________________________________________________________

(наименование организации (предприятия))

по совместительству

«Согласовано»

Начальник ФГУ «Мосгосэнергонадзор»

_________________________________________________________________________

(ФИО.)                                                                     (подпись)

«___»___________200 г.

МП

Исх. № ___«___»_________200 г.

_______________________________просит Вас согласовать назначение ответственным за электрохозяйство нашей организации (предприятия) по совместительству без дополнительной проверки знаний

_________________________________________________________________________

(должность ИТР)                                                             (ФИОполностью)

_________________________________________________________________________

работающего в_____________________________________________________________

(наименование организации (предприятияпо месту основной работы)

имеющего группу IV по электробезопасности, допущенного к работам в электроустановках в качестве административно-технического персонала, прошедшего проверку знаний _______________________ в комиссии Госэнергонадзора.

(дата)

Энергоемкость электроустановок, их сложность в нашей организации не выше, чем по месту его основной работы. Электроустановок выше 1000 В в эксплуатации не имеем.

Копию приказа о приеме на работу __________________________ по совместительству,

(ФИО.)

выписку из журнала (протокол) проверки знаний и копию его удостоверения, заверенные по месту основной работы первым руководителем и печатью, прилагаем.

Приложение: упомянутое на 3 листах в 1 экз.

Руководитель___________________________                                                                                                  __________________________

(подпись)                                                            (ФИО.)

МП

Примечание. Письмо представляется в двух экземплярах.

Ответственный за электрохозяйство непосредственно организует и контролирует весь комплекс организационно-технических работ в электроустановках по обеспечению их рациональной и безопасной эксплуатации, включая оперативное обслуживание и ремонтные работы.

На рис. 2 показаны еще две категории работников — электротехнологический и неэлектротехнологический персонал, которые не состоят в штате энергослужбы предприятия (организации).

Однако эти категории работников связаны с технологическими операциями, при выполнении которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, и поэтому они обязаны в требуемом объеме периодически проходить обучение, инструктаж и проверку знаний норм и правил работы в электроустановках. Поэтому, не состоя в штате энергослужбы предприятия (организации), этот персонал в техническом отношении ей подчиняется, руководствуется требованиями соответствующих норм и правил работы и указаниями ответственного за электрохозяйство.

Профессиональный уровень и образование, объем и сложность выполняемой работы, обязанности и ответственность той или иной категории работников определяются, как правило, не только и не столько занимаемой должностью, стажем и опытом работы, сколько той или иной группой по электробезопасности. В принципе, в должностных инструкциях группа по электробезопасности должна соответствовать вышеперечисленным показателям профессиональной квалификации работника.

Право выдачи наряд-допусков и распоряжений на производство работ в электроустановках, допуска и надзора за ними, производства переключений, осмотров, выполнения специальных работ в электроустановках и т.д. имеет персонал, разделенный не по должностным категориям, а по видам, указанным на рис. 2, лишь при условии наличия удостоверения о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках с соответствующей группой по электробезопасности.

Обязательное наличие группы по электробезопасности при работах, обслуживании и надзоре в электроустановках является особенностью действующих норм и правил в электрохозяйстве, в частности ПТЭЭП [5, 6], поскольку при этом устанавливается четкое разграничение и мера ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной в зависимости от тяжести проступка и возникшей при этом аварийной ситуации), напоминающие иерархическую структуру от рядового электроперсонала до инспектора Госэнергонадзора, курирующего данное предприятие (организацию).

Так, если электротехнический или электротехнологический персонал не будет иметь требуемую группу по электробезопасности, соответствующую профилю своей работы, то основная доля вины и ответственности за это ложится на ответственного за электрохозяйство и специалиста по охране труда, контролирующего электроустановки.

Если же по каким-либо причинам такую группу по электробезопасности не будет иметь ответственный за электрохозяйство (группу IV в электроустановках до 1000 В и группу V в электроустановках выше 1000 В), то определенная доля вины за это с надлежащей ответственностью ложится на инспектора энергонадзора, курирующего данное предприятие (организацию).

Поэтому все перечисленные выше и ряд других должностных категорий работников осуществляют жесткий контроль за обучением и своевременной проверкой знаний норм и правил работы в электроустановках подведомственного ему персонала, проводящего работы в электроустановках, их обслуживание, наладку, ремонт, надзор и др.

В соответствии с ПТЭЭП персональную ответственность несут:

руководитель потребителя и ответственные за электрохозяйство — за невыполнение требований, предусмотренных Правилами и должностными инструкциями;

работникинепосредственно обслуживающие электроустановки, — за нарушения, происшедшие по их вине, а также за неправильную ликвидацию ими нарушений в работе электроустановок на обслуживаемом участке;

руководители и специалисты энергетической службы — за нарушения в работе электроустановок, происшедшие по их вине, а также из-за несвоевременного и неудовлетворительного технического обслуживания и невыполнения противоаварийных мероприятий;

руководители и специалисты технологических служб — за нарушения при эксплуатации электротехнологического оборудования.

Правила обязывают каждого работника, обнаружившего нарушение настоящих Правил, а также заметившего неисправности электроустановки или средств защиты, немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а в его отсутствие — вышестоящему руководителю.

Общий государственный надзор за соблюдением требований норм и правил работы в электроустановках осуществляется органами государственного энергетического надзора.

При допуске в эксплуатацию новых или реконструированных электроустановок, будь они даже малой мощности, инспекторы энергонадзора совершенно справедливо требуют наличия приказа о назначении ответственного за электрохозяйство данной электроустановки и его заместителя.

Долголетняя практика эксплуатации электроустановок и накопленный опыт в организации и управлении электрохозяйством предприятий (организаций) показали, что рассмотренная структура является работоспособной, стабильной и формализованной практически во всех изданиях норм и правил работы. В настоящий период коммерческих взаимоотношений с энергоснабжающими организациями эта структура продолжает успешно функционировать, поддерживая электрохозяйство предприятий (организаций) на должном уровне.

ГЛАВА 2

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОХОЗЯЙСТВОМ

Управление представляет собой целенаправленное воздействие на организованную структуру для поддержания ее функционирования и обеспечения целевой деятельности.

В основе организационных методов управления энергохозяйством предприятий (организаций) лежат законодательные и правовые акты, ведомственные нормы и правила, а также подзаконные акты в данной сфере управления.

К организационным методам управления относятся: определенное построение структуры подразделения; определение прав, обязанностей и ответственности каждого работника; правильный подбор и расстановка кадров; контроль (проверка) исполнения распоряжений и поручений и т.д.

Обязанности и функции по организации и управлению электрохозяйством предприятия (организации) в соответствии с действующими нормами и правилами работы в электроустановках возложены на ответственного за электрохозяйство (или работника, его замещающего).

Настоящие нормы и правила работы, запрещающие эксплуатацию электроустановок без ответственного за электрохозяйство, следует считать базовой формализованной основой организации рациональных методов и безопасных условий труда в электрохозяйстве.

В основу управления электрохозяйством предприятия (организации) заложен принцип единоначалия, который означает подчинение всего электротехнического и электротехнологического (в техническом отношении) персонала руководителю электрохозяйства, как правило, ответственному за электрохозяйство, наделенному необходимыми правами в области управления и организации порученных ему подразделений и несущему всю полноту ответственности за работу этих подразделений.

Осуществление на практике принципа единоначалия требует определения круга прав, обязанностей и ответственности за свою работу.

В данном случае такое сочетание нуждается в разумном подходе, поскольку при чересчур больших правах и малой ответственности создаются предпосылки для административного произвола, субъективизма и необдуманных решений, что чревато нежелательными последствиями, особенно при управлении электрохозяйством предприятий (организаций).

С другой стороны, ничуть не лучше и чересчур большая ответственность при малых правах, когда руководитель при всем своем старании часто оказывается бессильным в решении той или иной проблемы.

Ответственный за электрохозяйство, как правило, назначается из работников административно-технического персонала и должен достаточно полно владеть не только техническими профессиональными навыками, но и хорошо знать вопросы экономики и организации подведомственного ему производства, грамотно применять научные методы управления.

На рис. 3 систематизирован перечень обязанностей ответственного за электрохозяйство, регламентированный действующими нормами и правилами работы в электроустановках. Его права и ответственность дополнительно указаны в инструкции ответственного за электрохозяйство. Ни одно отдельно взятое выполнение требования, указанного на рис. 3, не может в полной мере решать задачи управления электрохозяйством, обеспечения рациональной и безопасной эксплуатации электроустановок. Лишь совокупность всех указанных требований, сведенных в единую организованную и согласованную между всеми звеньями электрохозяйства систему, отражает основные условия обеспечения надлежащего уровня электрохозяйства и упорядочения его взаимоотношений с энергоснабжающими организациями и органами государственного энергетического, пожарного, санитарного, административного и других видов контроля.

На рис. 3 наглядно просматривается структура электрохозяйства с точки зрения решения задач, возложенных на ответственного за электрохозяйство с привлечением той или иной службы.

Так, с правой стороны схемы показано, что решение задач по пп. 123568 и 9 должно быть возложено на службу эксплуатации, а по пп. 578 и 9 — на службу оперативно-диспетчерского управления электрохозяйством.

Бюро (или инженер) энергоконтроля решает задачи, указанные в пп. 10131415 и 16.

На службу (участок) ремонта возложены задачи, указанные в пп. 11 и 16.

Что же касается решения остальных задач, то они, как и вышеперечисленные, возложены нормами и правилами непосредственно на ответственного за электрохозяйство.

Следует отметить особенность в системе оперативно-диспетчерского управления электрохозяйством (п. 7 на рис. 3), которое должно быть организовано по иерархической структуре, предусматривающей распределение функций контроля и управления между уровнями с подчиненностью нижестоящих уровней управления вышестоящим.

Рис3. Обязанности ответственного за электрохозяйство

В соответствии с требованиями ПТЭЭП взаимоотношения персонала различных уровней оперативного управления должны быть регламентированы соответствующими положениями, договорами или инструкциями, согласованными и утвержденными в установленном порядке.

Наличие бесперебойного и качественного электроснабжения на многих предприятиях необходимо ежедневно в 2-х или 3-х сменах, а иногда даже круглосуточно, и от уровня квалификации оперативного персонала во многом зависит выполнение этих требований, исключая все нежелательные последствия. Поэтому к оперативному персоналу нормами и правилами работы предъявляются более высокие требования, чем к остальному электротехническому персоналу.

Правилами ПТЭЭП установлено, что для каждого оперативного уровня должны быть предусмотрены две категории управления оборудованием и сооружениями — оперативное управление и оперативное ведение.

В оперативном управлении старшего работника из числа оперативного персонала должны находиться оборудование, ЛЭП, токопроводы, устройства РЗ, аппаратура системы противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологического управления, операции с которыми требуют координации действий подчиненного оперативного персонала и согласованных изменений режимов на нескольких объектах.

В оперативном ведении старшего работника из числа оперативного персонала должны находиться всё те же оборудование и сооружения, операции с которыми не требуют координации действий персонала разных энергетических объектов, но состояние и режим работы которых влияют на режим работы и надежность электрических сетей, а также на настройку устройств противоаварийной автоматики.

Все ЛЭП, токопроводы, оборудование и устройства системы электроснабжения на предприятии (организации) должны быть распределены по уровням оперативного управления.

Для более эффективного решения задач оперативного управления, подготовки электроперсонала, управления режимами работы электрооборудования, технико-экономического прогнозирования и планирования в электрохозяйстве целесообразно использовать автоматизированные системы управления энергохозяйством (АСУЭ).

В частности, для решения задач по экономному расходованию электроэнергии и соблюдения заданных энергоснабжающей организацией режимов работы и лимитов электропотребления является целесообразным внедрение на предприятиях современных автоматизированных систем контроля, учета и управления электропотреблением (АСКУЭ), серийно выпускаемых ПО «Старт» и НГП «Энергосервис» [7]. Эти системы отличаются возможностью поэтапного (с целью облегчения финансовых возможностей предприятия) внедрения, простотой и удобством обслуживания, высокой надежностью, оперативной ремонтопригодностью, сравнительно невысокой стоимостью, возможностью работы с любыми счетчиками электрической энергии и др.

Из всего сказанного выше следует, что для удовлетворения потребности предприятия (организации) в бесперебойной и качественной электроэнергии его электрохозяйство должно иметь свой орган управления, возглавляемый ответственным за электрохозяйство с его заместителем и специалистом по охране труда, контролирующим электроустановки, при условии требуемой комплектации электрохозяйства целевыми структурными подразделениями.

Затраты на такую комплектацию позволят значительно сократить расходы предприятия за счет усиления контроля за соблюдением норм расхода и лимитов потребления электроэнергии, ее экономии, улучшения платежной дисциплины, укрепления взаимоотношений с энергоснабжающими организациями и органами надзора, а также предупреждения (а не устранения, как это обычно имеет место) аварийных ситуаций в электроустановках, улучшения условий их безопасного обслуживания и т.д.

Не имеет смысла допускать дальнейшего нарастания технических и финансовых проблем в электрохозяйстве предприятий (организаций).

Комплексная система управления электрохозяйством предприятия (организации) должна предусматривать отдельные системы управления ее этапами, показанными на рис. 3, такими, например, как:

система управления электробезопасностью (п. 3);

система обеспечения оперативно-диспетчерского управления электрохозяйством (п. 7);

система подготовки кадров электротехнического персонала (п. 12) и др.

Например, особого внимания требует к себе соблюдение требований обеспечения оперативно-диспетчерского управления, когда малейшая ошибка может привести к тяжелым аварийным ситуациям в электроустановке. Такое может случиться, например, при проведении оперативных переключений в сетях напряжением 6 — 10 кВ из-за несоблюдения определенного порядка производимых операций с разъединителями и выключателями.

Последствия ошибочного включения или отключения тока разъединителями зависят оттого, какими разъединителями (шинными или линейными) производится операция. В этой связи первыми должны включаться, а последними отключаться те разъединители, неправильное управление которыми может привести к более тяжелым последствиям. Поэтому операции с разъединителями и выключателями должны производиться в последовательности, указанной в табл. 1. Отключение секционных разъединителей, не сблокированных с секционными выключателями (или при отсутствии последних), производится после снятия нагрузки с отключенной системы шин и обеспечения разъединителями видимого разрыва не только со стороны питающих присоединений, но и со стороны отходящих фидеров.

Таблица 1

Последовательность операций с выключателями и разъединителями

Операция

Последовательность

Отключение кабельной или воздушной линии от сборных шин распределительного устройства (РУ) Отключается: выключатель, линейный разъединитель, шинный разъединитель
Включение кабельной или воздушной линии к сборным шинам РУ Включается: шинный разъединитель, линейный разъединитель, выключатель
Отключение однополюсными разъединителями (вертикальное расположение фаз) Отключается: средний разъединитель, левый разъединитель, правый разъединитель
Включение однополюсными разъединителями (вертикальное расположение фаз) Включается: правый разъединитель, левый разъединитель, средний разъединитель
Отключение однополюсными разъединителями (горизонтальное расположение фаз) Отключается: средний разъединитель, верхний разъединитель, нижний разъединитель
Включение однополюсными разъединителями (горизонтальное расположение фаз) Включается: нижний разъединитель, верхний разъединитель, средний разъединитель

В отдельных случаях, с учетом местных условий и конструктивных особенностей электроустановки, допускаются отступления от установленного порядка, что должно быть отражено в местной эксплуатационной инструкции.

Таким образом, управление каждой отдельно взятой из вышерассмотренных систем представляет собой серьезную проблему в общем комплексе управления электрохозяйством и собственный комплекс целенаправленных организационно-технических мероприятий по соблюдению требований действующих норм и правил работы в электроустановках.

ГЛАВА 3

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

В настоящее время в период развития рыночных отношений основополагающими нормативными документами стали законодательные и правовые акты на федеральном и региональном уровнях.

Эти государственные акты, как и принято, подкреплены подзаконными нормативно-правовыми документами.

Все ведомственные нормативно-технические документы в энергетике, такие, например, как Правила пользования электрической и тепловой энергией, Инструкция о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию и ряд других документов, вступившие в противоречие с законодательными и правовыми актами, были отменены.

В связи с этим проблемы повышения уровня организации и управления электрохозяйства, взаимоотношений с энергоснабжающими организациями, органами энергетического надзора и другие вопросы стало необходимым решать только в рамках действующего законодательства.

Одним из основополагающих законодательных документов стал Гражданский Кодекс Российской Федерации [1] (ч. 2, § 6 «Энергосбережение»), который предполагает рассмотрение вопросов поставки и потребления электрической энергии на договорных началах между заинтересованными сторонами: потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями.

В дополнение к статьям ГК РФ, касающимся договоров энергоснабжения, действуют следующие законодательные и правовые акты:

к ст. 544 «Оплата энергии» — «Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» (утвержден постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294);

к ст. 546 «Изменение и расторжение договора энергоснабжения» — «Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданых им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (утвержден постановлением Правительства РФ от 05.01.98 № 1);

«Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым подлежат гарантированной оплате за счет средств федерального бюджета и которым не подлежат прекращению или ограничению им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении» (утвержден постановлением Правительства РФ от 17.06.98 № 601);

«Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения» (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.06.99 № 664).

Анализ перечисленных законодательных и правовых актов показывает, что проблемные аспекты в современной электроэнергетике приняли одновременно правовую (формализованную), финансовую и техническую направленности.

Применение же условий, которые ранее оговаривались, например, Правилами пользования электрической и тепловой энергией на основании ст. 5 ГК РФ возможно лишь в части, не противоречащей законодательству, как обычай делового оборота, если сторонами в договоре не предусмотрено иное.

В соответствии с п. 1 этой статьи ГК РФ, обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 той же статьи).

Решение задач в области электроэнергетики, в частности, задач, отмеченных на рис. 3, должно базироваться на законодательной и правовой основе.

Перечислим и поясним некоторые из них.

Вопросы энергосбережения (см. пп. 568 на рис. 3) отражены в одном из главных разделов Федеральной целевой программы (ФЦП) «Энергосбережение России 1998 — 2005 гг.», в программе ФЦП «Энергоэффективная экономика», которая утверждена постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 83-р, а также в Федеральном законе «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 23-ФЗ.

Вопросы энергосбережения затрагивают не только коммерческие и потребительские организации, но и решаются на уровне государственных органов, что диктуется сложившейся в стране ситуацией в части решения проблемы эффективного использования энергоресурсов.

Общий контроль за реализацией политики энергосбережения постановлением Правительства РФ возложен на государственный энергетический надзор.

Вопросы, связанные с договорами энергоснабжения и взаимоотношением между потребителями энергии и энергоснабжающими организациями (см. пп. 1415 на рис. 3), изложены в ГК РФ ч. 2 § 6 «Энергосбережение», а также в постановлении Правительства РФ от 04.02.97 № 121 «Об основах ценообразования и порядке применения тарифов на электрическую и тепловую энергию».

Вопросы упорядочения тарифов на электроэнергию постоянно находятся в центре внимания на самом высоком уровне и периодически отражаются в соответствующих указах и постановлениях, например, в Указе Президента РФ от 25 июля 1998 г. № 889 «О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию».

Вопросы охраны труда и техники безопасности, обеспечения охраны окружающей среды (см. пп. 2310 на рис. 3) отражены в Уголовном Кодексе Российской Федерации (например, в ст. 238) и касаются именно тех случаев, когда речь идет о потребителях.

Особый интерес в этом плане представляет собой Федеральный закон от 27.05.98 № 77-ФЗ о дополнении Уголовного Кодекса РФ статьей 215 «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии от других источников жизнеобеспечения».

В двух пунктах этого дополнения говорится:

1. Незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенное должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 мес., либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» регулирует отношения в области защиты упомянутых лиц при проведении мероприятий по государственному контролю, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасность жизни и здоровья. Настоящий закон регулирует также отношения и при проведении государственного энергетического надзора (контроля). На основании этого закона составлена Инструкция Госэнергонадзора по проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного энергетического надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии.

Федеральный закон о техническом регулировании, принятый Государственной Думой 15 декабря 2002 г., регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации;

разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим законом отношений.

Деятельность органов государственного энергетического надзора регламентируется в постановлении Правительства РФ от 12.08.98 № 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации», в котором Госэнергонадзор представлен как единая система государственного надзора (на базе действовавших ранее в топливно-энергетическом комплексе отдельных надзорных организаций и инспекций), входящая в Минэнерго РФ.

Правительством определено, что целью деятельности Госэнергонадзора является обеспечение эффективного использования энергетических ресурсов в РФ и безопасность эксплуатации энергетических установок.

Имеется еще целый ряд законодательных и правовых актов, в той или иной мере затрагивающих деятельность энергослужб предприятий (организаций). К таким документам следует, например, отнести правовые и инструктивные материалы в области лицензирования, сертификации электрооборудования и электрической энергии, ревизии средств учета электрической энергии и маркировки их специальными знаками визуального контроля и др.

Можно привести немало примеров, когда распределительные сетевые компании умышленно с коммерческой целью или неумышленно, не владея в достаточной степени законодательными и правовыми актами, включают в договор энергоснабжения штрафные санкции ко второй стороне — участнику договора (потребителю электрической энергии) вплоть до прекращения или ограничения подачи электроэнергии, например, за недобор или перебор договорного значения присоединенной мощности.

В этом плане следует согласиться с мнением известных специалистов в данной области, например с Ю.С. Железко [8], о том, что штрафные санкции по существующему законодательству можно вводить лишь посредством закона, — они не могут быть введены даже Постановлением правительства, а тем более другими органами.

Все сказанное свидетельствует о том, что с руководителями и специалистами энергослужб предприятий (организаций), особенно с ответственными за электрохозяйство и их заместителями, необходимо проводить семинары по изучению действующего законодательства и правовых актов в области электроэнергетики, а заключение договоров энергоснабжения и контроль за их исполнением должны осуществляться с участием ответственного за электрохозяйство и постоянно находиться в сфере его внимания.

До каждого руководителя и специалиста энергослужб должны быть доведены основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 г., утвержденной Правительством РФ 28 августа 2003 г., где в разд. 6.5 «Электроэнергетика» отражены в перспективе стратегические цели развития отечественной электроэнергетики.

На книжной полке руководителя энергослужбы (ответственного за электрохозяйство) в обязательном порядке, наряду с нормативно-технической, производственной и справочной литературой, должны находиться законодательные и правовые документы, а также литература экономического содержания.

Необходимость в правовых и экономических знаниях в условиях рыночных взаимоотношений между производителями, поставщиками и потребителями электрической энергии, их знание и умение ими владеть, позволит качественно и успешно решать проблемы организации управления электроэнергетическим хозяйством.

ГЛАВА 4

НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ

4.1. Техническая документация

Наличие полной и качественной НТД в электроустановках является важной предпосылкой по организации и поддержанию надлежащего уровня электрохозяйства. Ее недооценка чревата нежелательными последствиями.

Вся система распределительных электросетей предприятий (организаций), начиная от вводных устройств и до конечного пункта потребления электроэнергии, должна быть документально оформлена, а срок ее жизнедеятельности, начиная от проекта и кончая заменой (ликвидацией, реконструкцией и т.п.), должен быть документально подтвержден.

Отличительной особенностью ЛТД в электроустановках является значительное ее количество по наименованиям и назначению, а также постоянное непрекращающееся обновление и корректировка нормативов, требований органов государственного и ведомственного надзора, изменения и дополнения в отраслевых и производственных (эксплуатационных) инструкциях, технических отчетах, проектах и расчетных схемах электроснабжения и др.

Помимо общих для электротехнического персонала предприятия (организации) НТД, каждая категория работников в электроустановках имеет свои нормативы, производственные, должностные и местные (эксплуатационные) инструкции, вплоть до методических указаний органов энергонадзора и рекомендаций энергоснабжающих организаций.

На рис. 4 приведен необходимый для каждого потребителя электроэнергии перечень технической документации в электроустановках, регламентированный действующими нормами и правилами.

Этот рисунок может быть дополнен следующими пояснениями норм и правил работы в электроустановках.

На Генеральный план (п. 1 на рис. 4) должны быть нанесены здания, сооружения и подземные электротехнические коммуникации.

Рис4. Техническая документация в электроустановках

Технические паспорта (п. 2) должны иметься на все основное электрооборудование, а сертификаты (п. 5) — лишь на оборудование и материалы, подлежащие сертификации.

Акт разграничения по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности (п. 3) составляется между энергоснабжающей организацией и потребителем электрической энергии. В Акте указывается граница принадлежности и ответственности между обеими сторонами. В этот Акт разграничения должны быть внесены все субпотребители электроэнергии. Акт разграничения составляется в трех экземплярах, один из которых предназначен для предприятия электросетей, от которых питается потребитель, другой — для потребителя, и третий экземпляр передается в Энергосбыт.

Проектно-техническая документация, указанная в п. 4, должна быть утверждена в установленном порядке и согласована с энергоснабжающей организацией и органами Госэнергонадзора.

Для потребителей, имеющих простую и наглядную схему электроснабжения, достаточно вместо проекта иметь однолинейную расчетную схему электроснабжения. На этой схеме должна быть подпись ответственного за электрохозяйство, особенно если в процессе эксплуатации электроустановки на ней внесены изменения.

Списки работников (пп. 6 — 19) входят в перечень технической документации для каждого потребителя, в том числе отдельно и для структурных подразделений, которые утверждаются техническим руководителем предприятия (организации).

Журналы (пп. 12 — 2326), а также указанные выше списки работников, должны иметься на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в ГУ или в помещениях, отведенных для персонала, обслуживающего РУ).

Все инструкции, указанные на схеме (пп. 27 — 34) разрабатываются с учетом видов выполняемых работ (работы по оперативным переключениям в ЭУ, верхолазные работы, работы на высоте, монтажные, наладочные и ремонтные работы, проведение испытаний и измерений и т.д.).

В инструкциях по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок (п. 31), и по охране труда на рабочих местах (п. 28) должны содержаться указания по общим требованиям безопасности перед началом работы, во время работы и по ее окончании, а также в аварийных ситуациях.

Эти инструкции разрабатываются руководителями структурных подразделений для данной должности (профессии) работников и на отдельные виды работ на основе типовых инструкций. Они должны быть согласованы с ответственным за электрохозяйство и утверждены руководителем предприятия (организации).

В должностных инструкциях по каждому рабочему месту (п. 29) должны содержаться: перечень НТД и схем электроустановки, знание которых необходимо для данной должностной категории работников; конкретные права, обязанности и персональная ответственность; взаимоотношения с другими категориями работников (вышестоящим и подчиненным персоналом) и др.

Рис. 4 может быть дополнен следующей технической документацией:

перечнем необходимой технической документации, в том числе и для структурных подразделений, утвержденный техническим руководителем, который должен пересматриваться не реже 1 раза в 3 года и в который, в частности, входят такие важные документы, как: перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; ВЛ, которые после отключения находятся под наведенным напряжением; должностей ИТР и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности; профессий и рабочих мест, требующих отнесение персонала к группе I по электробезопасности; инвентарных средств защиты и др.;

списками работников энергоснабжающих организаций и организаций — субабонентов, имеющих право вести оперативные переговоры;

перечнем оборудования, ЛЭП и устройств РЗА, находящихся в оперативном управлении на закрепленном участке;

перечнем сложных оперативных переключений в электроустановках.

Указанный перечень оперативной документации также может быть дополнен по решению руководителя потребителя или ответственного за электрохозяйство.

Всю оперативную документацию в установленные сроки, но не реже 1 раза в месяц, должен просматривать вышестоящий оперативный или административно-технический персонал и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.

Вся оперативная документация, ведомости регистрирующих контрольно-измерительных приборов, показаний расчетных приборов учета, выходные документы, формируемые автоматизированными системами управления (АСУ), относятся к документам строго учета и подлежат хранению в установленном порядке.

Порядок хранения документации устанавливается руководителем потребителя. При изменении собственника предприятия (организации) вся НТД должна быть передана в полном объеме новому владельцу.

4.2. Ведомственная нормативная документация

К нормам и правилам работы в электроустановках, помимо действующих МПБЭЭ [3], ПТЭЭП [5], ППИСЗ [9], ПУЭ [10], ППБ [11], относятся ведомственные руководящие документы, инструкции и методические материалы (указания, рекомендации). Большинство таких материалов являются обязательными, а некоторые из них имеют рекомендательных характер.